ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Горюче-смазочные материалы представляют собой продукты нефтепереработки, к которым относятся:
- топливо: бензины разных марок, дизельное топливо
- смазочные материалы: трансмиссионные, моторные, индустриальные масла и смазки
- специальные жидкости: охлаждающие и тормозные.

Смазочные материалы представляют собой вещества, которые способствуют уменьшению силы трения и износу трущихся поверхностей, увеличению нагрузочной способности механизмов.

Смазочным материалом может служить твердое вещество, жидкость или смесь масла с мылом - так называемая консистентная (пластичная) смазка. Кроме того, в качестве смазочных материалов используются многочисленные смеси жидких масел с различными добавками и присадками.

Основное предназначением смазочных материалов является уменьшение износа плоскостей трения и увеличение срока эксплуатации деталей механизмов. Смазочные материалы используют при износе деталей и узлов для уменьшения трения и увеличения скольжения в поршневых двигателях, а также для уплотнения зазоров в цилиндропоршневых группах и отвода тепла от трущихся поверхностей. Помимо этого, они предотвращают заедание, заклинивание, задир поверхностей трения.

Главной функцией смазочных материалов является снижение трения и изнашивания, при этом в некоторых случаях относительное движение двух несущих поверхностей возможно только в присутствии смазочного материала. Важным является свойство смазочных материалов не допускать перегрева трущихся деталей.

Смазочные материалы осуществляют защиту металлических поверхностей от коррозии, а также, благодаря антифрикционным качествам, уменьшают энергозатраты на трение, что способствует снижению потери мощности механизмов.

Длительность работы продукта определяется скоростью накопления в нем опасных примесей и старением. Заменять его необходимо при повышении вязкости больше, чем на 30%.

В современных смазочных материалах моющие или диспергирующие присадки способствуют удерживанию значительного объема нерастворимых примесей в тонкодисперсных однородных частицах. Эти частицы распределяются по объему масла таким образом, чтобы свести к минимуму риск формирования отстоя или вредных осадков. В результате смазочный материал с довольно высоким уровнем вязкости содержит минимальное количество потенциально опасных нерастворимых примесей.

При правильном использовании смазочных материалов, наиболее подходящих для данных механизмов и данного режима эксплуатации, эффективном техническом обслуживании, очистке или фильтрации смазки дает возможность значительно сократить употребление масел.

Смазочные материалы производятся нефтяными компаниями по определенным стандартам.

Качественными характеристиками смазочных материалов являются:

- плотность и вязкость 
- температура вспышки
- зависимость вязкости от температуры
- смазывающая способность
- температура застывания
- химическая стабильность

                                       

           Классификация смазочных материалов по агрегатному состоянию:

- твердые смазочные материалы - графит, слюда, тальк и др. - не изменяют  своего состояния под действием температуры и давления, обычно их приме­няют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами

жидкие смазочные материалы - нефтяные масла - жидко­сти, обладающие определенной текучестью

- консистентные (пластичные) смазки - технический вазелин, солидолы, консталины, жиры и др. - в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии; подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотни­тельные и др.

Назначение и классификация жидких смазочных материалов

Назначение и классификация пластичных смазок

 

Классификация смазочных материалов по материалу основы:

Минеральные смазочные материалы производятся из нефти путем рафинирования и дистилляции. Они содержат много присадок, и довольно быстро теряют свои свойства.

Существует три вида минеральных смазочных материалов, которые различаются строением входящих в их состав углеводородов (парафины, нафтены, ароматические соединения): парафиновые, нафтеновые и ароматические.

Синтетические смазочные материалы производятся путем синтеза определенных химических соединений для придания продукту желаемых свойств.

Преимущества синтетических смазочных материалов перед минеральными следующие:
- большая текучесть позволяет уменьшить трение между деталями, что в итоге приводит к увеличению мощности и снижению расхода топлива;
- исправная работа двигателя при низких температурах;
- низкая чувствительность продукта к высоким температурам испарения;
- химическая стабильность масла;
- длительный срок службы.

Синтетические смазочные материалы в разы дороже минеральных, а применение «синтетики» оправдывает себя в неидеальных условиях (высокие нагрузки на автомобиль, низкие и высокие температуры).

Путем смешивания минеральных и синтетических базовых составляющих получают полусинтетические смазочные материалы, которые являются более дешевыми по сравнению с синтетическими и с лучшими эксплуатационными характеристиками в сравнении с минеральными. Такие продукты могут содержать в своем составе от 20 до 40 %% «синтетики». Применение «полусинтетики» целесообразно в умеренном климате при умеренных нагрузках.